Я отвечаю
в компании за коммуникации, за продвижение и рекламу. Мы действительно
занимаемся довольно плотной практической деятельностью в области
спортивного
маркетинга. Это наша «фишка».
Я, естественно, буду приводить примеры из собственной компании, как у
нас все
построено, поскольку, на наш взгляд, у нас довольно приличная
встроенная
система. Спорт-маркетинг играет огромную роль. Это, фактически,
продвижение
компании посредством поддержки спортивных состязаний. Страхование несет
в себе
большую социальную функцию. Это, безусловно, так. Мы не можем
предотвратить
несчастье, которое может случиться с человеком, но мы стараемся
смягчить
последствия того, что может произойти с людьми, с их имуществом.
Поэтому
социальный фактор играет очень большую роль для нас. Как раз именно в
спорте, в
поддержке спортивных состязаний реализована наша достаточно высокая
социальная
ответственность. Это не высокие слова, мы действительно этим занимаемся
и так
считаем. Финансовая и страховая помощь, которая оказывается спорту,
различным
турнирам и детским командам, о чем я позже расскажу в своем кратком
выступлении, имеет место быть.
У нас есть ряд маркетинговых задач, которые мы можем решить при помощи
подобного рода работы. Во-первых, у нас есть широкий спектр рекламного
воздействия
на участников и болельщиков спортивного мероприятия. Это очевидный
факт.
Во-вторых, массовый охват широкого спектра потребительских групп при
использовании массовых видов спорта и точный охват узких целевых
аудиторий. В
футболе мы работаем на трибунах и участвуем в трансляции на Первом
канале. Есть
состязания по санному спорту, причем это могут быть специфические
состязания.
Например, игры народов Севера, которым мы тоже достаточно активно
помогаем, так
как в силу географического положения нашей страны мы работаем во всех
регионах.
У нас 2700 офисов. Это огромная структура, которая работает от
Калининграда до
Владивостока. В этом случае нам достаточно интересно работать даже с
узкими
целевыми группами.
Охват наиболее активной части населения, воздействие на подрастающее
поколение
– огромный фактор. Поверьте – это так. Новой команде «Росгосстраха»
всего
четыре года, тем не менее, уже приходит молодежь. Для нас это очень
важно,
потому что нас интересуют не только клиенты, компании, которые придут и
потратят
какие-то деньги на наши страховые продукты – нас очень интересует
молодежь,
которая к нам приходит работать. Это очень важно. За последние четыре
года мы
снизили средний возраст нашего работника в компании почти на десять
лет, т.е.
сейчас он составляет порядка 45-46 лет, а еще четыре года назад он был
сильно
за 50. Молодежь, которая приходит на спортивные состязания и смотрит на
то, что
мы делаем вместе, после этого приходит к нам работать с гораздо большей
охотой
и интересом.
Безусловно, важен эмоциональный фактор. Перенесение максимально
интересных,
ярких событий, ярких переживаний, которые вызывает спортивное событие.
Это
ассоциация с торговой маркой. Это тоже один из очень важных факторов.
Самый последний фактор по этой части – это различного рода
промо-мероприятия и
ивенты, которые мы организуем во время историй подобного рода. Мы
работаем на
двух уровнях, как я только что сказал. Первый уровень – федеральный,
когда мы
берем соревнования федерального уровня, это крупные состязания, как,
например,
Чемпионат России по футболу. Второй уровень – региональный. Это могут
быть и
городские соревнования – такие, как Фестиваль бега, и узкие локальные
мероприятия, которые нам интересны с точки зрения продвижения,
позиционирования
компании именно в данной целевой аудитории. Это даже может быть
состязание
моделистов или какие-нибудь достаточно экзотические виды спорта.
Теперь несколько иллюстраций того, как мы это делаем. Мероприятие,
которое
происходило в Турине. Это было шоу-соревнование Росгосстрах-curling, в
Русском
Доме на последней зимней Олимпиаде. Мы устроили интересное мероприятие.
Безусловно, это было GR-мероприятие. Оно было сориентировано на
определенную
целевую аудиторию, гостей и участников зимних олимпийских игр.
Мы сотрудничали с хоккейным клубом «Динамо», и было очень интересное
событие,
на которое мы не могли не откликнуться. Это знаменитый финал, который
был в
2005 году, play-off. Это был последний год lock-out, когда лучшие
хоккеисты
играли в нашем финале. Для нас было совершенно очевидно, что такого
финала
больше не будет в нашем хоккее, потому что, вероятно,
северо-американские
коллеги не допустят больше такого просчета, который у них произошел.
Наверно,
вы все знаете, что сейчас у них есть определенные финансовые проблемы,
и они
сейчас вытягивают лигу. Тем не менее, мы достаточно удачно этим
воспользовались
и забрали лучших игроков. «Росгосстрах», в частности, довольно активно
поучаствовал в данном мероприятии. Все замеры показали очень высокие
рейтинги
этого события, причем мы пользуемся сведениями, которые приобретаем
где-то на
стороне – у нас есть собственный контакт-центр. Он один из самых
крупнейших в
стране. Мы в состоянии организовать достаточно оперативные телефонные
опросы
наших потребителей, что они читают, что они видят, что они смотрят.
Обычно мы
это делаем раз в полгода. Я знаю с достаточно высокой долей
вероятности, что
читают, что смотрят, за чем следят в области рекламы и коммуникаций
наши
целевые аудитории, причем мы это можем сделать по разным продуктам.
Здесь были
интересные цифры. Это было очень интересное мероприятие федерального
уровня.
Следующее мероприятие было этим летом совместно с Агентством Спортима.
Большое
им спасибо за помощь и партнерскую поддержку в этом проекте. Это скачки
на приз
Президента. Очень интересное событие, тоже GR. Там был Президент
Российской
Федерации, президенты СНГ и масса других интересных гостей. Это пример
того,
как мы соединяем GR-историю с достаточно интересной «фишкой», которую
мы
используем – «Росгосстрах» и спортивные мероприятия.
Регионы. Я все это рассказываю вам не для того, чтобы только показать,
что мы
действительно много работаем. Наверно, все знают, что сейчас Чемпионат
России
по футболу называется «Росгосстрах» – Чемпионат России. На этом я
остановлюсь в
конце. Нам очень хочется, чтобы население нашей страны, наши целевые
аудитории
не думали, что «Росгосстрах» – это компания, которая работает только с
крупными
соревнованиями и занимается этими вещами только в Москве. Нам очень
важно,
чтобы от Калининграда до Владивостока, где есть наши филиалы, наши
люди,
которые там работают, и наши клиенты, которые приходят в
компанию, были
осведомлены. Чтобы все четко понимали, что в Вологде, в Рязани, во
Владивостоке, в Хабаровске, в других менее крупных городах происходит
то же
самое, что и в Москве, только на их уровне. Там мы рядом, мы готовы
помочь,
готовы вкладываться в мероприятия подобного рода. Как правило, в 90%
случаев на
мероприятиях подобного рода мы выступаем страховщиками этих событий,
потому что
все мы прекрасно понимаем, что спорт в себе несет определенную рисковую
составляющую. Если поддерживаешь контактные виды спорта, там травмы в
порядке
вещей. Как правило, мы страхуем участников данных соревнований
от
несчастных случаев на время проведения соревнований. Зачастую мы
страхуем
площадки и спортивные комплексы, в которых это происходит как на
разовой
основе, так и на постоянной. С некоторыми из дворцов спорта, в которых
происходят наши мероприятия, есть долгосрочный контракт. Например, это
Ярославская арена, где играет Ярославский «Локомотив», и еще ряд
крупных арен.
Это наши страховые клиенты, и у нас с ними достаточно тесные
партнерские
отношения в этом вопросе.
В Казани проходило международное соревнование на приз братьев
Знаменских.
Соревнование было посвящено тысячелетию Казани. Очень интересное
мероприятие,
которое собрало достаточно большую аудиторию. Были интересные
спортсмены, и это
было очень интересно с точки зрения рекламы и продвижения, потому что
это
освещали и писали об этом довольно большие журналистские силы, в
частности и
местные, казанские. С точки зрения location стадион очень интересный.
Кто был в
Казани, тот знает, что стадион в этом городе находится практически в
самом
центре, рядом с Центральным Собором. Кто в ближайшее время поедет в
Казань, может
обратить внимание, что мы на стадионе уже разместили свою наружную
рекламу.
Теперь «под крылом сильной компании» еще и стадион «Рубин». Помимо
нашей
обычной рекламы в Чемпионате России, у нас еще красивые буквы, которые
красивым
крылом накрыли казанский стадион. Стараемся накрыть всю страну.
Только что прошло очень интересное соревнование в Калининграде. Под
эгидой
Губернатора проходило соревнование по интересному виду спорта –
рукопашному
бою. Забавное единоборство. Правила на основе кикбоксинга, но первый
раунд в
этом состязании – это забег по полосе препятствий. Спортсмен сначала
бегает,
прыгает, поднимается и отжимается. Полоса препятствий – серьезная. Там
и
стенка, и нагрузка, и бег, и довольно много всего. На фоне прилично
сбитого
дыхания, разогретый и очень уставший, после тридцатисекундной паузы и
такой
нагрузки спортсмен выходит на трехраундовый поединок. Мы не поленились
и даже
сняли большой фильм. Коллеги с НТВ+ совсем недавно его ставили в эфир.
Мероприятие было подготовлено на самом высоком уровне. К счастью,
несмотря на
контактный вид спорта, у нас не было ни одной выплаты по этому
мероприятию. Это
говорит о достаточно высоком уровне спортсменов. Подготовка спортсменов
такова,
что соревнование не привело ни к каким серьезным травмам, и нам никому
не
пришлось выплачивать компенсацию.
Еще один момент. Иногда мы разыгрываем и дарим такие вещи. В частности,
когда
Московское «Динамо» выиграло Чемпионат России по хоккею, а мы тогда
довольно
тесно с ними сотрудничали, мы Павлу Дацюку, 13 номеру, лучшему
нападающему
команды, подарили страховой полис. Президент компании вынес огромную
копию
страхового полиса на сцену, а настоящий страховой полис был позже
вручен. Это
страхование от несчастного случая на миллион долларов. Такие
нестандартные ходы
мы тоже используем. Сумма действительно большая. Если бы Дацюк
продолжал играть
в Российском Чемпионате, мы его обслужили в этом случае, но так
получилось, что
lock-out закончился, и он продолжил свой контракт в Соединенных Штатах,
а мы,
согласно нашему законодательству, не можем работать за рубежом. Он, в
какой-то
степени даже к нашему счастью, не воспользовался этим призом.
Футбол. Чемпионат юга России. Это то, о чем я говорил. Наши команды,
наши
участники и наши сотрудники должны понимать, что футбол – это не только
Москва,
Санкт-Петербург, это не только какие-то еще несколько городов Высшей
Лиги, где
сосредоточен весь футбол. Футбол – это еще вся Россия. Мне очень
нравится
слоган нашего сегодняшнего мероприятия: «Победа через участие». В
данном
случае, когда мы говорим о нашем вкладе в спорт, это чистая правда, нам
не
нужны победы, для нас главное – участие и массовость. Это наши основные
принципы.
Чувашия. Здесь присутствует много журналистов, и они, наверно, знают,
что
Чувашия – это одна из столиц бега. У них это очень развито. Мы
стараемся им
помогать. Недавно на Чемпионате Европы среди молодежи мы помогали
экипировать
ребят. Ежегодная легкоатлетическая эстафета в 2005 году была уже
шестьдесят
седьмой. По истории они уже близки к нам, поэтому не поддержать такое
мероприятие – неправильно. Сейчас я вам не скажу количество участников,
но
около 15 тысяч зрителей эта история собирает. Все мы смотрим телевизор
или
ходим на матчи. Например, играет Москва – Анкар. При всем уважении к
московской
команде, я могу сказать, что «Москва» не соберет такой аудитории.
Состязание
регионального уровня в Чувашии собирает 15 тысяч зрителей, что уже
является
хорошим результатом, даже для футбола, поэтому мы как раз за то, чтобы
не
заниматься только футболом.
В Чувашии хоккейная команда «Сокол» – это единственная команда, которая
есть в
Чувашии, поэтому мы ее поддерживаем. У нас очень сильный филиал в
Чувашии и
хорошие сотрудники.
Фестиваль бега в Новосибирске, эстафета им. Покрышкина. Они ее проводят
около
пятнадцати лет, и она идет 9 мая. Каждый год принимают участие 150
команд.
Несколько тысяч только одних участников. Красочное зрелище, и оно носит
правильный характер. В какой-то степени оно более интересно сделано,
чем
московское соревнование, которое проходит 9 мая. Также не надо забывать
определенный менталитет. Мы живем в Москве, и такие крупные мегаполисы,
как
Москва, безусловно, избалованы мероприятиями подобного рода. Человек в
любой
день, в любой праздник, в субботу и воскресенье имеет возможность
выбирать:
пойти ему на футбол или одновременно он может пойти на футбол и на
хоккей. Он
может выбирать между несколькими футбольными матчами. Помимо этого
могут быть
международные соревнования по волейболу, какие-нибудь детские
соревнования,
аква-байк, если это лето, и какие-то другие вещи. В регионах этого нет,
поэтому
там любое значимое мероприятие становится значимым в квадрате или в
кубе. В
особенности это важно, если статус этого мероприятия повышается
участием
серьезной компании. Я не слукавлю, если скажу, что компания
«Росгосстрах» –
серьезная. Мы во многом помогаем и в какой-то степени даже повышаем
статус
некоторых мероприятий нашим участием.
Новосибирск – «Высший пилотаж». На баз их авиационного клуба проводится
данное
мероприятие. Кто был на этом мероприятии, обычно потом его долго
помнит, потому
что воздушные шары – это всегда очень интересно. Мы брендируем
площадку,
запускаем свои шары и, как правило, организуем ивенты подобного рода,
которые
связаны со страхованием, с раздачей полисов или с какими-то
информационными
материалами.
Тамбов. «Хоккейный клуб». Центральная зона Первой Лиги. Мы здесь
достаточно
активно помогаем. На этом я долго останавливаться не буду. Это сезон
2005-2006
гг.
Кемерово. Очень интересное соревнование, которое мне самому очень
нравится. Это
санный спорт. Интересно смотреть по телевизору, потому что тысячные
доли
секунды отделяют одного спортсмена от другого, а внешне понять ничего
невозможно. Это зрелищная история. Мы и здесь стараемся помогать.
Кемерово –
тоже сильный регион, специфический край. Губернатор там «крепкий», но
мы
стараемся быть в контакте и находить общий язык.
Картинг-центр «Адреналин». В Кемерово эта история достаточно развита.
То был
зимний вид спорта, а этот – летний. Это был праздник, приуроченный к
открытию
новой трассы «Адреналин». Мы немного волновались, потому что мы еще не
знали
уровень травматизма. Мы – коммерческая организация, и мы вынуждены
считать все
– и возможные убытки, которые у нас могут быть от страхования тех или
иных
объектов или граждан, и просчитывать все возможные риски. Но оказалось,
что
ничего страшного. Это не очень опасный вид спорта, и, к счастью, ничего
серьезного ни с кем не произошло. Компания не пострадала, и все люди
остались в
порядке и отлично соревнуются.
Туристический слет в июле прошлого года, который проходил там, является
интересным мероприятием с точки зрения массовости. Обычно это несколько
десятков команд, а это довольно большое количество. Это красочное
мероприятие.
Мы их брендируем, раздаем майки и кепки, раздаем информационные
материалы на
мероприятиях подобного рода, помимо поддержки и страхования, профильной
помощи
и сотрудничества с подобными мероприятиями. Потом, как правило,
молодежь
начинает интересоваться, потому что это лето. Летние мероприятия хороши
тем,
что мы, как правило, проводим свою информационную работу среди
населения. У нас
с прошлого года действует программа по привлечению молодежи в
«Росгосстрах». Мы
в какой-то степени рекрутируем часть народа, который к нам потом
приходит хотя
бы поинтересоваться, что собой представляет компания, чем мы
занимаемся. Это
происходит как раз после подобных летних мероприятий. Люди приходят,
спрашивают, а наши представители объясняют, рассказывают, как можно
проехать в
офис, как можно поработать, и, в конце концов, перейти к программе,
которая
называется «Заработаем в «Росгосстрахе». Такая программа у нас тоже
есть.
В заключение «Росгосстрах» – Чемпионат России по футболу. Мы являемся
титульными партнерами Чемпионата России. Это был долгий серьезный
переговорный
процесс. Мы не просто шли к нему. Поверьте, это было очень сложно,
потому что
подобного рода спонсорского контракта еще в Российской Федерации не
было.
Официальная цифра была озвучена на пресс-конференции Президента нашей
компании
Д. Хачатурова и господ Гиннера и Мутко. Они собрались вместе и назвали
эту
сумму – более 50 миллионов долларов, точнее 53 миллиона долларов в
ближайшие
пять лет потратит компания «Росгосстрах». Мы это расцениваем как
определенное
венчурное вложение. Безусловно, мы не можем просчитать с точностью,
какова
будет медиа-инфляция – 20 или 30%, а, может быть, в следующем году она
вообще
остановится. Мы не можем с точностью сказать, какое количество
контактов мы
наберем, и какие рейтинги будут через пять лет. Но мы абсолютно точно
уверены в
том, что мы двигаемся в правильном направлении, поскольку все события
последних
лет показали нам, что спорт и, в частности, футбол улучшается.
Телевизионные
трансляции явно улучшаются. С этого года центральные матчи были
показаны по
первым каналам. Не надо сбрасывать со счетов следующий фактор. Если,
например,
идет матч Анкар – Томь, то эти матчи четко показаны и в Анкаре, и в
Перми, и в
Томске. Помимо того, что огромное количество народа приходит на эти
стадионы
посмотреть игру команд, которых в Москве не очень хорошо знают, это
также
большой процент телесмотрящих, и это для нас очень важно. Если вы
заметили, у
нас довольно большой спонсорский пакет. У нас большой представляющий
ролик, и
сейчас мы ставим ролик о нашей новой программе с Бондарчуком. Первый
раз мы
поставили его как раз накануне Чемпионата Мира. Он размещался в двух
полуфиналах и в финале.
Итак, это некий венчурный проект, но мы считаем, что вложение абсолютно
оправдано с точки зрения позиционирования компании, с точки зрения
целевых
аудиторий и с точки зрения всего того, что я сказал раньше.
Вадим Саралидзе, руководитель
департамента
маркетинговых коммуникаций страховой компании «Росгосстрах»
Выступление на конференции «Спортивный маркетинг: победа через участие».